Основные Средства” декабрь 2009, автор Павел Гаманьков

Польская компания Wielton, входящая в пятерку крупнейших европейских производителей прицепной техники, хорошо известна российскому перевозчику. ведь продукция Wielton в первую очередь ориентирована на рынок восточной Европы. Маркетологи польской компании сделали ставку на этот регион еще в 1996 году, посчитав его наиболее перспективным для реализации собственной продукции. И вот недавно, желая еще больше укрепить собственные позиции в регионе, компания Wielton предложила автомобильным журналистам из Литвы, Казахстана, Болгарии, Украины и России посетить сборочные заводы предприятия. Поездка оказалась весьма познавательной.

Для начала разберемся, почему выбор компании пал на рынки стран Восточной Европы? На первый взгляд это не совсем логично, ведь качество продукции Wielton не вызывает сомнений, в производстве применяются скандинавские стали повышенной прочности HARDOX, DOMEX, DOCOL, а поставщиками комплектующих являются такие мировые «знаменитости», как Mercedes-Benz, SAF, BPW, ROR, Hyva, Wabco, Knorr-Bremse и др. При таком «послужном списке» не стыдно конкурировать и с именитыми западноевропейскими производителями прицепной техники на «их территории». Но именно географический фактор сыграл решающую роль не в пользу компании Wielton на рынках Германии, Швеции, Нидерландов и других европейских стран. Выходит так, что основные конкуренты Wielton, – компании Schmits и Kogel закупают комплектующие там же, где производится и реализуется их техника. А Wielton несет затраты на доставку европейских комплектующих в Польшу и транспортировку готовой продукции обратно в Западную Европу, что нивелируют главное преимущество польской техники – умеренную стоимость при сохранении качества.

Восточноевропейский вектор продаж обусловлен и другими объективными факторами. Во-первых, около 50 % продукции компании продают и эксплуатируют в Польше, где качество дорожного полотна не лучшее. Поэтому одной из приоритетных задач стало создание техники с запасом прочности, надежно работающей не на идеальных немецких автобанах, а в тяжелых условиях – на разбитых дорогах, стройплощадках, карьерах. Похожие условия эксплуатации техники характерны и для большинства стран Восточной Европы, а уж для России тем более. Соответственно продукция Wielton должна найти своего потребителя именно на этом рынке.

Есть и еще один немаловажный аргумент в пользу восточного направления – этот регион потенциально ёмкий, и до его насыщения качественным прицепным составом еще очень далеко. Кроме того, многие страны этого региона с середины 1990-х переживают период устойчивого развития (про временное явление экономического спада говорить не будем), а значит, и рост внутренних и международных перевозок. И как следствие – увеличение спроса на новый подвижной состав.

Заводы

Как театр начинается с вешалки, так любой завод начинается со склада материалов и комплектующих. Именно склад, как бы это странно ни прозвучало, является предметом особой гордости заводчан. Более того, в автоматизацию этого участка производства недавно были вложены немалые инвестиции. Теперь различные виды высокопрочной стали, алюминиевый прокат и другие комплектующие хранятся в светлом просторном помещении, откуда посредством автоматики попадают в «раскроечный» заготовительный цех, практически без участия человека.

Резка заготовок производится как с помощью уже привычной плазмы, так и с применением сверхсовременных газовых лазеров, способных резать стали толщиной 15–25 мм, оставляя при этом идеальную кромку, не требующую дополнительной обработки. Интересно, что в одном цеху «трудятся» как современные немецкие установки Messer, Bystronic, так и турецкие Baykal. А вот сварка металла, как ручная, так и автоматическая, производится только с помощью оборудования Panasonic. Сварочные автоматы наделены высоким «интеллектом», способны работать в трехмерном пространстве и даже выполнять такую сложную 3D-задачу, как нарезка резьбы на шар.

Но сваркой металлов занимаются не только роботизированные установки, но и простые смертные. Даже самое современное производство без участия людей обойтись пока не в состоянии. А значит, на качество продукции может повлиять пресловутый «человеческий фактор», с отрицательными последствиями которого много лет пытаются бороться отечественные автозаводы. Как же этот вопрос решается в Польской Республике, прошедшей через те же жернова советской реальности, что и Россия?

Главный принцип контроля качества в том, чтобы ни одно действие в процессе сборки не осталось «безымянным». На каждом ответственном шве, отвечающем за прочность лонжеронов рамы или «хребта» кузова сварщик оставляет свой персональный код. И при окончательной проверке изделия, проводимой на диагностической станции независимым экспертом, не составит труда идентифицировать сотрудника, некачественно выполнившего работу. Более того, на каждую единицу техники оформляется протокол технической приемки, в который вносятся фамилии не только проверяющих, но и изготовителей изделия.

После сварочных работ заготовку отправляют в покраску, о которой есть смысл рассказать подробнее. Покрасочная камера полностью автоматизированная, обошлась заводу в 1,2 млн. евро. Для лучшего сцепления краски с поверхностью, кузов проходит предварительную обработку острой дробью. На заводе применяется метод «мокрой покраски». Это значит, что после обработки изделия грунтовкой кузов отправляется только на 10-минутную подсушку. Финальные слои краски толщиной 100-120 микрон наносят на еще мокрую грунтовку, что позволяет добиться лучшего качества окраски. Финальная сушка происходит в специальной камере, вмещающей одновременно 8 кузовов, и занимает не более 30 минут.

В следующем цеху к окрашенному изделию (в период кризиса наибольшим спросом пользуются самосвальные полуприцепы) монтируют подвеску, производством которой компания Wielton не занимается, заказывая комплекты в сборе у компаний SAF, BPW, ROR и т. д. Выбор марки зависит от пожеланий клиента. Возможна установка и осей вращения Mersedes-Benz, что удобно клиентам, использующим прицепную технику в тандеме с тягачами Atego и Actros. Основное преимущество такой сцепки – возможность обслуживания тягача и полуприцепа на одной сервисной станции. У российских перевозчиков наибольшей популярностью пользуются оси производства BPW и SAF, имеющие квадратное сечение. Такая конструкция наиболее адаптирована к тяжелым условиям эксплуатации и позволяет снизить нагрузки на раму, увеличивает срок службы подвески и существенно снижает износ резины.

Остается только добавить, что компания Wielton занимается не только производством прицепов и полуприцепов, но и изготовлением самосвальных установок для автомобильных шасси. Их производство налажено в отдельном цехе, где изготовляют надрамники с различными присоединительными размерами в основном для монтажа на шасси автомобилей Scania, MAN и IVECO. Кстати, данная продукция тоже широко востребована в России, где за последние пять лет реализовано более 3300 грузовиков с самосвальными кузовами Wielton.

Продукция

Компания Wielton производит более 65 типов продукции. Подробно останавливаться на всей линейке не имеет смысла, но о некоторых наиболее популярных и интересных моделях рассказать стоит. В лидерах продаж числятся самосвальные конструкции, причем популярностью в равной степени пользуются как полуприцепы, так и надстройки на автомобильные шасси. На данный момент компания изготовляет самосвальные кузова как прямоугольного, так и полукруглого сечения. Преимущества кузова с П-образным сечением – большая геометрическая вместимость и низкий центр тяжести, что положительно влияет на управляемость и устойчивость транспортного средства. При этом кузова HalfPipe (половина трубы) имеют меньшую собственную массу за счет уменьшения количества сварочных швов и меньше подвержены прилипанию песчано-гравийных смесей при разгрузке.

Еще одной новинкой компании Wielton стало производство самосвальных кузовов с так называемыми волнообразными стенками. Такая конструкция позволяет снизить собственный вес конструкции при сохранении удельной прочности. Отсутствие же внутренних вертикальных швов позволяет обеспечить более качественную разгрузку в сравнении со стандартными кузовами прямоугольного сечения. Использование сочетаний стали разной прочности и толщины позволяет перевозчику подобрать полуприцеп под конкретные условия эксплуатации. Например, самосвальные кузова для перевозки булыжника изготовляют из сталей толщиной 6+5 мм, для перевозки щепы достаточно материала толщиной 4 мм. Естественно, что легкие кузова имеют меньшую собственную массу, а значит, могут «принять на грудь» больше груза. Полезный объем самосвальных полуприцепов Wielton варьируется от 24 до 48 м3 , в зависимости от назначения. По желанию клиента задний борт кузова может быть оборудован окном, позволяющим производить точечную и дозированную разгрузку.

Некоторых потребителей могут заинтересовать полуприцепы, оснащенные трехосной подвеской SAF с подъемной передней осью. Такая под- веска актуальна на технике, работающей в заснеженных горных районах. В случае если тягач забуксовал, водитель может принудительно поднять переднюю ось полуприцепа, увеличив тем самым нагрузку на седельно-сцепное устройство, что улучшит сцепление ведущих колес тягача с дорогой. После преодоления труднопроходимого участка автоматика сама опустит ось при скорости более 25 км / ч. Правда, за такой «наворот» придется доплатить около 1000 евро.

Интересная разработка конструкторов Wielton – универсальный контейнеровоз с дополнительными выдвижными задними опорами. Такой полуприцеп способен работать практически со всеми видами контейнеров, включая 40-футовые. Возможна перевозка и одного 30-футового контейнера либо двух 20-футовых. В линейке компании есть модель с выдвижной передней опорой, предназначенная для работы с американскими контейнерами размером до 45 футов.

Сила и молодость

Изучая ассортимент выпускаемой Wielton S. A. продукции, трудно поверить, что польской компании всего чуть больше десяти лет. По меркам европейского автопрома Wielton буквально младенец. При этом компания, начинавшая свою деятельность в середине трудных 90-х, уже конкурирует с такими гигантами как Schmits Cargobull, Kogel, Krone и др. По крайней мере, это утверждение справедливо для стран Восточной Европы. Польскую компанию здесь знают, и это уже немало. Наш регион остро нуждается в качественной и надежной технике, и внедряемые на польском предприятии современные технологии производства позволяют с уверенностью говорить, что популярность продукции Wielton будет расти. А уж в том, что мощности компании Wielton позволят ответить на спрос предложением, мы еще раз убедились, посетив заводы польского предприятия.

Другие статьи по данной тематике вы найдете по адресу : www.os1.ru.