Ирина Андрианова, «Мир дорог», 16.09.2009

Большинство грузовых автомобилей, поставленных в Россию в прошлом году, имели «надстройку» (полуприцепы и кузовы) польской компании Wielton. Как известно, кабина и ходовая часть – это только половина грузовика. Wielton – крупнейший в Польше и пятый по величине европейский производитель, превращающий автомобили Scania, Volvo, Iveco, M.A.N. и других известных марок в фуры и самосвалы. На своем заводе в городе Велюнь компания Wielton производит более 65 видов транспортных средств, таких как самосвальные полуприцепы (от 24 мі до 48 мі), контейнеровозы всех типов (от 20 до 45 футов), шторные и тентованные полуприцепы, рефрижераторы и другие виды грузовых надстроек.

Азбука качественного полуприцепа

Конкуренция на рынке грузовиков очень велика. Каким же образом заводу из Восточной Европы удается не только успешно конкурировать с немецкими и французскими производителями, но и явно обгонять их в борьбе за российский рынок? Составляющих успеха две. Это, во-первых, оснащенное по европейским стандартам производство, с многоступенчатой системой контроля качества. Во-вторых – если говорить именно о российском рынке – это отвечающие местной специфике грузоперевозок повышенные прочностные характеристики материалов и конструкций. Чтобы добиться таких результатов, потребовалась огромные инвестиции в производство. За последние два года общий объем инвестиций в компании Wielton превысил 50 млн долларов. В 2006 г. компания была акционирована и 60% акций успешно реализованы на фондовом рынке. В 2007 г. компания начала участвовать в торгах на Варшавской бирже, и результатом стало пятикратное увеличение стартового капитала. Всю эту прибыль – она равнялась 7 млн евро – было решено вложить в развитие производственной и технологической базы. Было приобретено новейшее оборудование. Только после этого руководство польского завода смогло с гордостью объявить, что обладает производством европейского уровня.

Факты

Летом этого года компания Wielton организовала пресс-тур по своему заводу в Велюне. Участвовать в нем довелось и представителю нашего издания. Мы воочию увидели прибыль от успешных фондовых операций, направленную на модернизацию предприятия. Большинство производственных процессов на заводе Wielton автоматизированы. Так, роботы с компьютерным управлением сами выбирают куски металла и сами подают их на станок, где происходит лазерная раскройка заготовок деталей. Наряду с ручной сваркой действует автоматическая сварочная линия. Пресс для сгибания металла может изгибать 18-метровые листы стали. Станок для раскроя разрезает куски металла толщиной до 20 см. Один из приборов – терминал пескоструйной обработки – делался в единичном экземпляре специально для Wielton. В него полностью въезжает готовый кузов самосвала до 18 м длиной. Далее – роботизированные камеры грунтовки и покраски, позволяющие достигать идеально ровного слоя краски толщиной от 100 до 120 микрон.

Компания в компании

Контроль качества на заводе Wielton – это не просто отдельное независимое предприятие. Фактически задаче контроля качества подчинена вся структура производства. Каждый этап работ выполняется в отдельном цеху, и элемент автомобиля может попасть из одного цеха в другой только после получения внутренней сертификации. Там, где применяется ручной труд (например, на ряде сварочных этапов), каждый специалист несет персональную ответственность за свою работу. Каждому сварщику (имеющему, кстати, европейский сертификат) присвоен свой уникальный номер, которым он маркирует сделанный шов. Далее его работу (а также работу сварочных автоматов) проверяют сотрудники Службы контроля качества, которые постоянно присутствуют в каждом цеху. На проверенные и одобренные элементы конструкции наклеиваются специальные метки.

Аналогичным образом проверяются все этапы производственного цикла – нарезка металла, пескоструйная и иная обработка, покраска, лакировка, монтаж. Контролируется даже – при помощи специального прибора – толщина красочного слоя. В каждом цеху ведутся специальные протоколы, где фиксируется, кто и в какой момент выполнял тот или иной вид работ, а также фамилия контролера, проверявшего данный этап. В конце сборки готовые полуприцепы подвергаются техническим исследованиям на диагностической станции, которые венчаются оформлением протокола положительной технической приемки. Во время приемки проверяются ходовая, тормозная и электрическая системы и их соответствие нормам дорожного движения. Контроль осуществляет независимый диагностик, находящийся в подчинении непосредственно руководству компании.

Передвижная совесть грузовика

Отдельного упоминания заслуживает так называемый электронный паспорт автомобиля. Он нужен для контроля уже не производства, а эксплуатации машины. На специальном чипе, который невозможно изъять, фиксируются 33 последние поездки грузовика и отдельно – каждая поездка, произведенная с нарушениями. С его помощью в сервис-центре Wielton можно узнать, сколько раз машину перегружали, сколько раз неправильно тормозили, какое расстояние в действительности проехал грузовик. При принятии машины на гарантийный ремонт все вопросы к эксплуатации снимаются сразу. «Выключить» электронную память нельзя – в этом случае система отметит несанкционированное отключение и гарантия прекратится.

Результаты В 2007 г. Wielton выпустил 4800 единиц техники. В 2008 г. количество продаж превысило 5000 единиц. Сегодня, после завершения полной модернизации оборудования, завод имеет возможность выпускать 8000 единиц в год, а в следующем году – 10 000 единиц. Значительная часть продукции завода экспортируется – в Россию, страны Восточной Европы, а также в Италию, Голландию, Бельгию, Чехию и Словакию. «У нас нет комплексов перед производителями из Европейского Союза», – говорят на заводе. Несмотря на спад потребления в этом году, Wielton уверенно просчитывает стратегию на пять лет вперед. Первые посткризисные улучшения уже наметились: с апреля началось плавное, но уверенное увеличение продаж. Сейчас завод функционирует в полторы смены, и работа на Wielton считается среди жителей Велюна престижной. Помимо хороших зарплат руководство предоставляет привлекательный пакет социальных программ – от дешевой столовой до детских оздоровительных лагерей и выгодных корпоративных кредитов. Но самое главное – это возможность пройти обучение и сертификацию по западным стандартам. После работы на Wielton квалифицированных рабочих охотно берут на другие европейские заводы.

Направление – Восток

Последние 6 лет компания активно работает на российском рынке. 4 года функционирует полноценная сервисная структура. Представительства, а также сервис-центры и склады запчастей открыты в Москве, Петербурге, Калининграде и Краснодаре. В долгосрочных планах – открытие собственного производства Wielton в России. «Главный рынок для нас – это Россия, – откровенно признается генеральный директор Wielton Владимир Масловский. – Это очень перспективный рынок, и прежде всего потому, что грузовой российский автопарк нуждается в модернизации. Емкость российского рынка, по нашим расчетам, сейчас и в дальнейшем будет равняться 40 тыс. единиц. Для примера: в Польше в 2007 г. продано 24 тыс. единиц полуприцепной техники. А ведь сравнивать Польшу и Россию и по территории, и населению невозможно.

Мы осознаем, что российскому рынку требуется более прочная техника. У нас есть опыт – ведь польские дороги тоже далеко не европейского качества, и наши грузовики оказываются гораздо прочней, чем у европейских производителей». Об особенностях российского экспорта грузовиков Wielton рассказывает глава представительства компании в Москве Михаил Ваник: Важно отметить большой разброс климатических зон в России, чего нет в Европе. Это предъявляет определенные требования к конструкции, и Wielton их учитывает. Есть определенный перечень параметров, которые целевым назначением предусмотрены компанией Wielton для российского рынка. Это, во-первых, повышенные прочностные характеристики несущих элементов конструкции, и прежде всего – рам и подрамников. Это применение дорогостоящих сортов металла, в основном шведского производства. Качественный металл важен не только для обеспечения высоких динамических нагрузок при перевозке, но и для прочности при воздействии низких температур, когда металл становится хрупким. В отличие от всех других производителей Wielton в базовой комплектации предусматривает функцию обогрева кузова – как для самосвалов-надстроек, так и для полуприцепов-самосвалов.

Среди своих поставщиков Wielton выбирает тех, которые могут обеспечить повышенные прочностные параметры по основным характеристикам. Применяется комплексный подход от момента конструирования транспортного средства и закупки компонентов до обеспечения выходного контроля, который охватывает все элементы конструкции, включая толщину окраски. Что касается сервиса, то, учитывая географию распространения и количество техники, поступающей на российский рынок, невозможно обеспечить свое собственное фирменное обслуживание в каждой точке, где теоретически может оказаться грузовик Wielton. Однако мы выходим из положения, осуществляя тщательную подготовку наших дилеров. У нас есть комплекс требований к претенденту на статус дилера сервисного обслуживания. Помимо наличия соответствующей производственной базы мы требуем еще и сертификацию по основным параметрам нашего транспортного средства, прежде всего – осей и тормозной системы. За все четыре года работы в России такая структура сервиса себя ни разу не подвела. Ни разу не возникло проблем с поставкой запчастей – на складе в Москве есть все необходимое. Конечно, нестандартные ситуации возможны, и в этих случаях на место выезжает специалист компании Wielton. Это оперативно решается в течение нескольких дней. Возможен даже ремонт на месте. Мы прекрасно понимаем, что если первую машину талантливый продавец еще сможет продать без сервиса, то вторую и последующие – уже нет. Поэтому сейчас мы активно инвестируем в развитие сервисной базы в России.